Игрушки для развития мелкой моторики


Игрушки для развития мелкой моторики

Ученым уже давно стало известно, что в нашем мозге есть зоны, ответственные за проекцию кистей рук. Они, в свою очередь, располагаются рядом с областью, управляющей речевыми навыками. Вокруг них находятся части мозга, отвечающие за память, пространственное и образное мышление, внимательность, концентрацию и т.д. Другими словами, мелкая моторика рук ответственна за весь интеллект в целом. Уделяя внимание обеим ручкам ребенка, вы влияете на формирование не только доминантного полушария его мозга, но и субдоминантного, которое в случае своей неразвитости может даже препятствовать раскрытию всего потенциала головного мозга.

Моторика и мозгМелкая моторика начинает развиваться с рождения малыша. Поначалу ручки плотно сжаты в кулачки, но постепенно ребенок начинает разжимать пальчики, открывая ладошки, и именно в этот период пора помогать ему в их развитии.

Очень важно уделять этому процессу должное внимание, так как мелкая моторика рук связана с координацией, вниманием, воображением и мышлением, зрительной памятью, речью, наблюдательностью. От нее также зависит, как быстро ваш ребенок скажет первое слово и насколько красивым будет его почерк в будущем.

Синонимами мелкой моторики можно назвать ловкость и сноровку, которые влияют на то, насколько успешно впоследствии малыш будет справляться с такими повседневными обязанностями как завязывание шнурков и застегивание пуговиц.

Довольно эффективными считаются нижеприведенные способы развития мелкой моторики:

  • игры с маленькими предметами;
  • лепка;
  • пальчиковый массаж;
  • пальчиковые игры.

Однако в данной статье мы уделим внимание именно игрушкам, способствующим развитию мелкой моторики у детей и облегчающих эту задачу родителям.

Самыми популярными считаются:

  • конструкторы;
  • слингобусы;
  • пазлы;
  • деревянные вкладыши;
  • игры-шнуровки;
  • пирамидки;
  • сортеры. 

Развитие детских ручек должно начинаться с самого рождения посредством массажа, пальчиковой гимнастики, а использовать игрушки для этих целей можно уже примерно с 8-месячного возраста. Малыш еще не осознает, для чего нужны те или иные предметы, поэтому важно, чтобы игрушки были разных форм, цветов — они должны вызывать у него исключительно положительные эмоции. Игрушки должны быть удобными для захвата, так как именно в этот период развития ребенка необходимо обучить держать предмет полностью. К примеру, это может быть погремушка с длинной ручкой. Не обязательно, чтобы она была из пластмассы, пусть рука ребенка почувствует разные материалы — дерево, ткань.

Слингобусы

Слингобусы выполняют сразу несколько функций, являясь неоценимыми помощниками кормящей мамы. Они не только используются как аксессуар к слингу (эргономичному рюкзачку), но и являются полезной вещью для самого ребенка. Шероховатость вязаных бусин или их деревянная структура развивают мелкую моторику рук, а также тактильную чувствительность.

СлингобусыРебенок постоянно исследует окружающий мир, даже во время кормления. Слингобусы могут занять его на это время.

Психологи уверены, что при грудном вскармливании будет лучше, если мама будет надевать на себя одну и ту же вещь. Постепенно эта вещь будет ассоциироваться у малыша с умиротворением, покоем. Впоследствии этим можно будет пользоваться. Например, когда вам необходимо будет оставить малыша на время с папой или бабушкой, он будет меньше переживать, если у него в ручках будет предмет, который он ассоциирует с мамой и который успокаивал его раньше. Слингобусы как нельзя лучше подходят для этого. 

Матрешки

МатрешкиМатрешки научат вашего малыша соотносить предметы по величине. Таким образом, развивается не только координация рук, но и глазомер.

При первой игре с матрешкой необходимо показать ребенку принцип разъединения деталей и складывания их вместе. Например, что большая матрешка не войдет в маленькую, а нижняя часть должна быть равна по величине верхней. После объяснений дайте малышу волю играть самому, помогайте только советом. Постепенно у ребенка все получится.

Сортеры

СортерыСортеры представляют собой разновидность логических игр, основной задачей которых является сортировка предметов по какому-либо признаку — по форме, размеру или цветам.

Нужно учитывать, что сортеры подбирают соответственно возрасту ребенка. Для года подойдут игрушки, состоящие из крупных фигурок, для трех лет они могут быть уже более детальными, с буквами и цифрами.

Выбирая сортер из дерева, удостоверьтесь, чтобы его поверхность была гладкой, не оставляющей заноз.

Обязательно играйте с малышом и хвалите его за каждую верно отсортированную деталь.

Игры-шнуровки

Данный тип игрушки очень помогает в развитии сенсомоторной координации рук малыша.

Игры-шнуровкиШнуровки играют значительную роль в развитии пространственного ориентирования, ребенок учится понимать, где находится верх, низ, лево и право.

Также игрушки развивают не только творческие способности, но и учат вашего малыша завязывать шнурки. Важно помнить, что развитие мелкой моторики рук, координации движений зависит от степени зрелости клеток головного мозга, так как именно от этого зависит управление движениями рук. Именно поэтому нельзя заставлять ребенка играть в шнуровки. Всему свое время.

Пирамидки

ПирамидкиПирамидки считаются базовыми игрушками в развитии мелкой моторики рук ребенка, начиная с конца первого года жизни до третьего.

Эти игрушки хорошо развивают логическое мышление, малыш знакомится с различными формами, размерами и цветами.

Наиболее предпочтительны пирамидки из дерева, так как они приятны на ощупь, всегда теплые, и их шероховатая поверхность идеально подходит для развития тактильных ощущений.

Для совсем еще маленьких подойдут самые простые виды пирамидок небольшого размера. Для тех, кто уже отпраздновал свой третий день рождения, подойдут более сложные пирамидки-головоломки. Выглядят они как подставки со стержнями разных форм, на которые нужно верно нанизать фигуры.

Пазлы, рамки-вкладыши

Пазлы, рамки-вкладышиЕсли вы хотите, чтобы ваш ребенок помимо мелкой моторики рук развивал такие качества как ассоциативное и логическое мышление, то пазлы и вкладыши как нельзя лучше этому поспособствуют. Обучаясь подбирать фигурки по размеру вырезанного в рамках отверстия, ребенок постепенно разовьет внимательность, целостность восприятия предмета и память, так как игра направлена на сравнение отверстий в рамке и отдельного вкладыша. При складывании пазлов ему придется совершать сложные движения кистями и пальцами, чтобы уже сложенная картинка не распалась.

Конструкторы

Конструкторы лучше всего подойдут для развития пространственного мышления у ребенка. Своими произвольными действиями ребенок активизирует творческие способности, начинает мыслить шире и образней. Поначалу вам придется помогать ребенку ставить детали на верное место, чтобы они сочетались и создавали единое целое. И пусть у него не сразу все будет получаться, важно то, что в процессе игры будут развиваться навыки мелкой моторики, такие как хватательный, держательный и удержательный. Сначала можно ограничиться только лишь фиксированием деталей друг на друга, но когда этот этап уже будет пройден, и ребенок с уверенностью будет выполнять эти действия, можно будет усложнять задачу и предлагать ему не только собирать, но и разбирать конструкторы, не разрушая их.Возможно увеличение нагрузки -  пусть детали будут разные по цветам и размерам.

Конструкторы

Считается, что для маленьких детей самыми полезными будут конструкторы из дерева. Текстура дерева приятна в осязании, маленьким ручкам проще ухватить деревянную часть конструктора, чем ту же, но пластмассовую. К тому же, дерево — экологичный материал. Такие конструкторы полезны не только для развития, но и для здоровья, ведь ребенок в процессе игры будет непроизвольно массировать ладошки.

Какие бы игрушки вы ни выбрали для развития мелкой моторики рук вашего ребенка, наибольшую пользу они принесут, если игры будут совместными, если ребенок не будет оставаться с ними наедине. Ведь только общими усилиями вы сможете достичь тех вершин развития ребенка, которые помогут ему в дальнейшем в овладении другими жизненными навыками. Играя с ребенком, вы поможете ему быстрее начать говорить, научиться пользоваться своими ручками, разовьете у него логическое, пространственное мышление и воображение, поможете стать сообразительнее и ловчее. Недаром известный педагог  Сухомлинский В.А. говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

14 марта 2015, 22:44
552    2   

Комментарии (2)

  1. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.